Программа обучения плаванию
Не умеете плавать, и пришли за помощью в бассейн? Хорошо. Но если обучение технике плавания начинается уже через пару-тройку занятий — это неправильный мёд бассейн и неправильные пчёлы тренеры.
Дышите, не дышите…
Научить плавать можно каждого человека от мала до велика, не страдающего аквафобией. Однако в некоторых бассейнах преподаватели стремятся как можно быстрее «запустить» своих подопечных в плавание без достаточной проработки процесса дыхания. Любая начальная программа обучения плаванию обязательно включает в себя постановку правильного дыхания в воде.
Если преподаватель не уделил должного внимания отработке дыхательных навыков у новичков — всякая, даже самая эффективная, методика обучения плаванию окажется бесполезной. На одном вдохе можно запросто проплыть 25 м. А дальше что? Глотаем воду и идём ко дну? Думаю, что платить деньги за такое обучение — крайне нелепо.
Какой бы ускоренной ни была программа обучения плаванию хоть взрослых, хоть детей, она обязательно состоит из следующего:
1. адаптация в воде;
2. постановка дыхания;
3. знакомство со стилями;
4. усвоение двигательных навыков;
5. проработка техники плавания.
И если освоиться в воде можно за несколько первых занятий, то обучение правильному дыханию — процесс постоянный и непрерывный. Вдох над водой и выдох с приседом в воду — это ещё не плавание. В принципе, это всё ещё знакомство с водной стихией. В каждом стиле, будь то кроль, брасс, баттерфляй, есть свои нюансы.
При плавании на спине дышать, конечно, намного проще — нет привязки к положению рук. Однако, как и при кроле на груди, вдох выполняется ртом, выдох — ртом и носом одновременно.
Короче, учиться и совершенствоваться в правильном дыхании придётся всё время, вплоть до оттачивания точной техники плавания. Да, есть индивидуумы, которые всё схватывают на лету. Я, к сожалению, к таковым не отношусь. Потому у меня постановка дыхания отняла много времени. Впрочем, грамотное выполнение плавательных движений тоже. Представляете, каким терпением должен обладать тренер по плаванию при работе с великовозрастными учениками? Но именно такие учителя преподают в Школе плавания «ТЕМП».
Дыхание+удержание+скольжение=плавание
Вот, собственно, и вся секретная формула плавания. Первичное обучение технике плавания и усовершенствование стиля в этом плане друг от друга не отличаются. Схема общая как для первого случая, так и для второго.
Основа плавания — способность опираться о воду и удерживаться на её поверхности. Без этих 2 навыков про обучение технике плавания говорить рановато.
Для желающих научиться плавать главным упражнением на упор и удержание является так называемая «восьмёрка»:
Тренирующиеся находятся в неглубоком бассейне (по грудь). Приседают, сгибая ноги таким образом, чтобы подбородок касался воды. Руки разведены в стороны и слегка вытянуты вперёд. Ладони обращены вниз.
Затем занимающиеся разворачивают ладони большими пальцами вверх под углом в 30°-40° и одновременно с этим энергично сгибают руки в локтях и сводят кисти вместе.
Далее ладони под тем же углом разворачиваются пальцами вниз, руки разгибаются, кисти разводятся в стороны.
Направление движения меняется без остановок, плавно и свободно. Траектория хода каждой кисти напоминает лежащую восьмёрку.
В начальной программе обучения плаванию данное упражнение является базовым. Благодаря подобному действию кисти появляется гидродинамическая подъёмная сила, направленная вверх. Это и есть упор — ученик использует силу, воздействующую на ладони, и опирается на неё, как бы «повисая» в безопорном положении и удерживаясь на поверхности воды.
После того, как усвоены азы, начинаются занятия, связанные непосредственно с постановкой техники. На практических уроках плавания изучаемый стиль сначала демонстрируется тренером или персонально, или с помощью слайдов, видеороликов и других методических материалов. Затем преподаватель анализирует способ плавания и даёт его подробное объяснение. После чего техника, с которой в данный момент знакомятся (или в которой совершенствуются) ученики разбивается на составляющие:
· движение рук и ног,
· дыхание,
· координирование движений конечностей с дыханием.
Все эти элементы — отдельные упражнения, изучаемые последовательно и многократно повторяемые. Именно они подводят обучающихся к освоению стиля плавания в целом.
Занятия по обучению технике плавания проводятся как в облегчённом формате, так и в усложнённом. При облегчённых условиях урок, как правило, проводится поперёк бассейна, на мелкой воде. Обучение плаванию в усложнённых условиях обычно бывает краткосрочным и направлено на улучшение выполнения и закрепление определённых навыков. При этом могут применяться: переход в глубокий бассейн, плавание при помощи только рук или ног, плавание с вертикально удерживаемой в руках доской, безостановочное плавание по всей длине бассейна и т. д.
Для оценки овладения навыками согласования дыхания и движений применяют так называемое «медленное» плавание. Данный метод очень эффективен в плане обучения движениям рук и ног, правильному положению головы и пр.
Если учащийся без остановок, в очень медленном темпе, проплывает определённую дистанцию с техническими ошибками, но с правильным дыханием — условно-рефлекторная связь создана. Тренер видит, какие основные ошибки были допущены занимающимся, какие риски эти ошибки могут повлечь, что нужно сделать для их устранения и т. п.
После ликвидации наиболее серьёзных ошибок дальнейшее обучение технике плавания происходит с увеличением длины проплываемого расстояния и ускорением темпа заплыва.
Подводя итог, повторюсь — вся начальная программа обучения плаванию сводится к сумме слагаемых: дыхание+удержание+скольжение. Эти 3 составляющие образуют фундамент не только для тех, кто учится плавать, но и для тех, кто хочет плавать лучше. Но чтобы фундамент был прочным, нужен профессионал. В данном случае — профессиональный тренер.
17.12.12 Инга Цепешь