Обучение плаванию взрослых с повышенной боязнью воды - Школа плавания. Обучение плаванию взрослых в Москве
        +7(903)729-61-97
       Звонить с 12 до 19 ч.
  

Написать в WhatsappНаписать в Viber



Зачастую в бассейнах тренерские коллективы, специализацией которых является обучение плаванию взрослых, сталкиваются с тем, что какая-то часть их подопечных испытывает страх перед водой более высокого уровня, чем остальные ученики. Перед обучающим персоналом встаёт задача — помочь новичкам преодолеть боязнь воды уже на самом начальном этапе.

 

Большинство людей, умеющих плавать, получают от общения с водой радость, удовольствие. Плавание помогает человеку не только расслабиться и снять стресс, но и укрепить своё физическое и психическое здоровье.

Однако бОльшая часть взрослого населения нашей страны плавать не умеет. Особенно проблема актуальна для мегаполисов. И это несмотря на то, что, как правило, в крупных городах есть масса возможностей для приобретения с раннего детства такого полезного навыка. Тем не менее проблема действительно назрела — основной возраст людей, мечтающих научиться плавать, колеблется в диапазоне 20-45 лет. Потому всё большее число плавательных бассейнов включает в свою программу обучение плаванию взрослых практически с нуля.

Вот тут и выясняется интересный факт — многие из новичков могли научиться плавать ещё в детстве. Но… Кому-то помешал инстинктивный страх глубины и неизвестности, от которого человек так и не сумел избавиться. А кто-то приобрёл весьма болезненный и негативный опыт, в результате чего вполне обычная боязнь глубины переросла во всепоглащающий страх перед водой вселенского масштаба. И преодолеть такую глубинную подсознательную боязнь воды без психологической помощи и поддержки тренера по плаванию человек самостоятельно не сможет.

Обучение плаванию взрослых с высоким уровнем страха перед водой   требует от тренера не только повышенного внимания и терпения. Конечно, и среди взрослых могут встречаться личности, ведущие себя на уровне детей. Они могут изводить своего наставника непрерывными вопросами: «Я воды боюсь! Как Вы сможете меня научить?!» Как правило, такого вида страх перед водой  чаще присущ женщинам и обычно носит характер кокетства.

Понятно, что тренер должен обладать психологической подготовкой, чтобы распознать мнимые страхи и выбрать оптимальную линию поведения. Но если человек боится воды на грани фобии, необходим качественно иной подход к процессу обучения плаванию.

 

Организация процесса обучения плаванию людей с повышенным страхом перед глубиной

1.   Правильное формирование группы — основной фактор при обучении плаванию. Как показывает практика, если группа скомплектована только из людей, испытывающих страх глубины,  в какой-то момент зацикленность обучаемых станет проблемой и для тренера. Потому более эффективным будет подбор смешанной группы — в таких группах легче нивелировать сложности и решить частные проблемы более «пугливых» учеников.

2.   Оптимальное место для уроков плавания — бассейн. В открытых водоёмах начальное обучение плаванию людей, испытывающих повышенную боязнь воды   на подсознательном уровне, имеет больше отрицательных моментов, чем положительных: 

·         большая вода вызывает чувство беспомощности и незащищённости;

·         нет условий для надёжной фиксации обучаемых;

·         вход в воду неудобен и небезопасен;

·         непрозрачность и загрязнённость воды;

·         наличие всевозможных подводных обитателей;

·         неоднородный характер дна (ил, галька, стекла, ямы, неожиданные обрывы и т. п.);

·         присутствие в воде и на берегу посторонних;

·         сильное течение;

·         отвлекающие шумы (громкая музыка, работа моторных плавсредств и т. д.);

·         нет нормальных условий для переодевания;

·         негигиеничность — отсутствие душевых и туалета;

·         непредсказуемость погодных условий.

3.   Наличие помощников тренера с необходимым уровнем подготовки, особенно на начальных этапах. Если группа большая, тренер просто физически не сможет уследить за всеми и придти на помощь в случае нештатной ситуации.

4.   Верный подбор плавательных костюмов и снаряжения поможет людям, ощущающим избыточную боязнью глубины   и психологическое напряжение, избавиться от зажатости, чувства неуверенности и стеснительности. Дискомфорт от скользящей обуви или от спадающей в воде плавательной шапочки может создать дополнительный психологический барьер в настрое обучающегося. Также преодолеть страх перед водой   призваны защитные приспособления — маски, очки, зажимы для носа, ушные пробки (беруши), отлично избавляющие своих владельцев от неприятностей при попадании воды в нос, глаза, уши.

5.   Подробный инструктаж «на суше» в начале самых первых уроков плавания по программе обучения, технике безопасного поведения на воде, правилам пользования защитным снаряжением и т. п. способствует более быстрой адаптации новичков к незнакомой и стрессовой для них обстановке.

Кроме того, важно разъяснить обучающимся, что неприятные и подчас болезненные ощущения от попадания воды в носоглотку или глаза не представляют реальной угрозы для их жизни. Следует также продемонстрировать несложные приёмы предотвращения попадания воды и её удаления. Вполне возможно, что этот процесс придётся пройти несколько раз: привыкнуть к постоянному соприкосновению с водой, к её попаданию на чувствительную слизистую глаз и носоглотки и спокойно всё это воспринимать — тяжёлая задача для взрослого человека с устоявшейся боязнью воды.

6.   Страховка при первых спусках в воду и упражнениях на воде: человек чувствует страх перед водой   и испытывает неуверенность, скованность, неловкость. Поскользнуться на бортике или спусковой лесенке очень легко. Конечно, предварительно механизм спуска демонстрируется на примере и тщательно разъясняется. Но чтобы не доводить стрессовый уровень ситуации до критической черты и избежать нежелательных последствий, тренер с помощником помогают каждому из своих подопечных безопасно спуститься в воду — тренер, стоя возле лесенки, поддерживает и помогает ученику осуществить спуск, помощник стоит в воде и «принимает» обучаемого.

По окончании самого стрессового для людей с боязнью глубины  этапа «входа в воду» тренер должен оценить психологическое состояние каждого члена группы и, при необходимости, принять меры к восстановлению спокойного эмоционального фона.

Также страховать обучающихся необходимо и при выполнении первых упражнений на воде. Например, при освоении упражнения «звёздочка» на спине тренер (или его помощник) должен одной рукой обеспечить надёжную поддержку головы ученика, полностью исключающую заливание лица последнего водой. Другая рука в это время поддерживает спину обучаемого. Лучше на начальной стадии использовать носовые прищепки. Как только учащиеся освоятся в водной среде и почувствуют себя уверенно, можно отказаться от применения зажимов.

Проводится начальное обучение плаванию взрослых, испытывающих боязнь глубины  и дискомфорт от пребывания в воде, традиционно — в мелководной части бассейна. Недосмотр за кем-то из учеников может свести на «нет» все полученные результаты. Поэтому при разучивании и выполнении первых упражнений расстояние между тренером (помощником) и обучающимся должно быть не более 2-2.5 м. Как только обучаемые освоятся и перестанут чувствовать страх глубины  и неуверенность, расстояние следует постепенно увеличивать. Впоследствии тренировки должны перейти в формат «тренер — на бортике, ученики — в воде».

09.04.13                     Инга Цепешь.

Запись на обучение плаванию для взрослых

­

Для записи на курс плавания,пожалуйста, заполните все обязательные поля.
Отправляя эту форму, вы принимаете нашу политику конфиденциальности.
captcha
Перезагрузить

Связаться с нами!

Наши партнеры

Наша галерея

Наши контакты

«Школа плавания ТЕМП»

(м) Авиамоторная, Красноказарменная ул., д.13 
(м) Электрозаводская, Госпитальная набережная, дом 4/2
(м) Чертановская, микрорайон Северное Чертаново, корпус 806

 

Телефоны

 8(495) 729-61-97